1. Главная
  2. Юридические вопросы

Досудебное урегулирование налоговых споров, обжалование решений налоговых органов

Нередко между государственными контролирующими органами, а также юридическими или физическими лицами возникают разнообразные правовые споры. Чаще всего они встречаются в сфере гражданских и экономических правоотношений.

Нарушение законов налоговым органом вынуждает обращаться в судебные инстанции, но это не всегда может устроить обе стороны. Разрешение спора в этом случае может затянуться, поэтому лучшим выходом будет досудебное урегулирование налоговых споров

Этапы разрешения налоговых споров

Урегулирование спора до начала судебного заседания включает в себя   несколько этапов:

  • анализ возникновения спорных отношений;
  • оценка основных причин, послуживших основанием для подачи жалобы;
  • анализ применяемых норм налогового и иного законодательства;
  • непосредственное оформление претензии.

Стороны могут заключить договор о досудебном урегулирование налогового спора.

В свою очередь внесудебное урегулирование споров в сфере налогообложения с 2014 года является для налогоплательщиков обязательным. Очень часто спорные отношения в этой сфере возникают по причине непонимания отдельных норм налогового законодательства РФ. Это выявляется в процессе проведения налогового аудита.

При несогласии с решением проверяющих плательщик налогов вправе подать на него жалобу.  В соответствии с Письмом ФНС России от 02.06.2008 N ММ-9-3/63 внутри системы налоговых органов РФ созданы отделы досудебного аудита, которые предназначены для рассмотрения конфликтов в налоговой на этапе рассмотрения акта ФНС и на этапе обжалования действий должностного лица.  Сотрудники этих подразделений сначала проверяют поступившие жалобы на решения фискальных служб, а затем рассматривают разногласия сторон по актам проведенных проверок. На последнем этапе они готовят заключения по поданным жалобам.

Досудебное обжалование решений налоговых органов

Внесудебные споры с участием налоговых органов регламентируется Налоговым и Арбитражным процессуальным кодексами, а также Письмами ФНС.

Налогоплательщик в этом случае вправе:

  • подать жалобу на отказ в проведении налоговых вычетов;
  • взыскать завышенную сумму налогового сбора;
  • обжаловать неправомерное требование об уплате штрафов и пени;
  • подать жалобу приостановление операций по банковским счетам.

Третьим лицом в возникшем споре является вышестоящий орган ФНС. Статья 139 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность подачи жалобы через тот налоговый орган, решение которого оспаривается.

Важно! Если в процессе рассмотрения заявления плательщик налогов убедился, что нарушение законодательства с его стороны имело место, то он вправе рассчитывать на снижение в отношении него штрафных санкций.

Подача возражения

Существует несколько видов возражений, которые вправе составить налогоплательщик:

  • обычная жалоба. Подается в случае принятия решения ненормативного характера, которые вступили в законную силу:
  • жалоба на действия. Может подаваться в случае обжалования не вступивших в силу ненормативных актов ФНС;

На первом этапе после подачи документа происходит непосредственное рассмотрение жалобы на акты, составленные на основе проведенной проверки, после этого рассматриваются непосредственно возражения на действия должностных лиц ФМС.

В письменной жалобе указывается предмет возникшего конкретно внесудебного спора с участием налоговых органов. В соответствии с Письмом ФНС РФ от 18.09.2013 N СА-2-9/622 в этом документе указываются реквизиты оспариваемого акта и излагается суть оспариваемого действия со ссылкой на нарушенную норму права.

К жалобе, образец которой можно скачать здесь, обязательно прилагаются имеющиеся дополнительные документы, являющиеся доказательством изложенных доводов.

В процессе рассмотрения возражения сотрудники фискальных органов в соответствии со ст. 139.2 НК РФ могут не учитывать предъявленные документы.

Как, правило, такие документы принимаются к рассмотрению сотрудниками ФНС, т.к. в них могут быть сведения, подтверждающие доводы заявителя.

Досудебное разрешение налоговых споров осуществляется строго в срок, установленный законом. Срок обжалования зависят от самого предмета спора.  Он равен одному году с момента вручения заинтересованному физическому лицу решения подразделения ФНС, проводившего фискальную проверку.

Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в вышестоящую инстанцию дается не более 10 суток после вынесения первоначального решения. Все иные документы и действия сотрудников налоговых служб можно оспорить в течение календарного года.

При подаче возражения позже 12 месяцев, документы принимается только в исключительных случаях при наличии уважительных причин, которые рассматриваются сотрудниками ФНС.

Жалобы на действие или бездействия должностного лица или на принятое сотрудниками налоговых органов решения рассматриваются без присутствия самого налогоплательщика. Но в некоторых случаях ему может быть предложено присутствовать во время разбирательства.

Вышестоящая инстанция ФНС не может безосновательно проигнорировать поданные документы.

Основания для отказа в рассмотрения жалобы предусмотрены статьёй 139.3 НК РФ

К ним относятся:

  • пропуск срока для подачи документов;
  • отсутствие в документе личной подписи жалобщика;
  • отзыв жалобы физическим лицом;
  • подача ранее одной или нескольких аналогичных жалоб на тех же основаниях, по которым были даны ответы.

Сроки рассмотрения жалобы

Сотрудники Специального подразделения досудебного урегулирования налоговых споров рассматривают прошение плательщика в пятидневный срок после принятия документов. Заинтересованному лицу высылается решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части.  Для сообщения о приятом решении закон предусматривает 3 дня. В этом случае плательщику налогов высылается письменное уведомление, в котором указываются причины.

Важно!  Важно знать, что при оставлении жалобы без рассмотрения заинтересованное лицо вправе в соответствии со ст. 139.3 НК РФ подать повторную жалобу в сроки, установленные настоящим  Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 140 НК РФ   по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить принятый ненормативный акт нижестоящего подразделения ФНС;
  • частично или полностью отменить решение нижестоящей ФНС;
  • после полной отмены первоначального решения, принять по делу новое решение;
  • признать действия или бездействие должностных лиц ФНС не соответствующими закону и вынести другое решение по существу.

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования налоговых споров

После того как процедура досудебного урегулирования спора с налоговым органом стала обязательной, многие специалисты этой области подтверждают её эффективность:

  • в первую очередь такой процесс даёт возможность сторонам договориться без длительных судебных разбирательств. Тем более, что этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще займет много времени;
  • в общей сложности жалоба будет рассмотрена в течение 3-4 недель после поступления;
  • при обращении с жалобой в вышестоящий организацию заинтересованное лицо не должно уплачивать госпошлину. При судебном рассмотрении нужно будет не только платить за услугу адвоката, но и установленную законом пошлину;
  • рассмотрение таких споров проходит конфиденциально, что не оказывает отрицательного влияния на репутацию налогоплательщика;
  • вышестоящий налоговый орган не старается принимать решение, способствующее ухудшению положения налогоплательщика;
  • процедура досудебного урегулирования намного проще, по сравнению с судебными тяжбами. Составить жалобу будет намного быстрее иска, тем более, если за её составления возьмутся наши опытные и квалифицированное юристы;
  • узнать о стадии рассмотрения жалоба, можно не только путём письменного обращения, но и путем посещения сайта ФНС РФ, где создан специальный электронный сервис «узнать о жалобе».

К минусам внесудебного обращения в налоговый орган можно отнести:

  • недостаточная информированность большинства налогоплательщиков в этом вопросе. Это порождает большое количество исков, поданных в судебные органы;
  • образовавшаяся с годами уверенность людей о предвзятости сотрудников ФНС.  Они считают эту процедуру бессмысленной и затратной по времени, потому пытаются сразу решать вопрос в судебном порядке.

После того как досудебное регулирование налоговых споров приобрело статус обязательной процедуры, следует предпринять все возможные меры, чтобы она прошла правильно и не затянулась по времени

Это возможно в случае обращения к юристам нашей компании. Он не только проконсультируют по любому вопросу, но и в соответствии с нормами законодательства составят жалобу в ФНС. Если решение налоговой службы будет ошибочным или предвзятым, то оно наверняка будет отменено вышестоящей инстанцией.

— расскажите друзьям

Смотрите также